Февраль 2014г. «Дети и родители на школьном старте»
Что нужно, чтобы ребенку в первом классе лучше училось?
У ребенка к школьному возрасту должны быть сформированы следующие функции:
Произвольность
Она включает в себя послушание, умение выполнять правильно инструкции учителя, умение ориентироваться в пространстве тетради, ровно писать по линиям и т.д. Рекомендуется еще раз посетить врача-невропатолога. Для улучшения данной функции в рацион ребенка обязательно нужно включать витамины, чаи для нервной системы, соблюдать режим дня (сон в сутки — 9 — 11 часов, подъем в одно и то же время, занятия в определенные часы; режим должен соблюдаться и в выходные дни, особенно соблюдение режима требуется в период перед началом школьных занятий).
Мотивация обучения
Включает в себя желание ходить в школу. В первое время ребенку требуется поддержка взрослых, так как в школе формируется новый коллектив, новые отношения, новый психологический климат и совсем другие требования к поведению, деятельности, распорядку. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другим, тем более не в лучшую сторону.
Нельзя рисовать ребенку картину неуспеха в новой для него деятельности.
Обязательно формируйте правильное положительное представление о школе и о признании роли и авторитета учителя. Прочтите ребенку стихи А.Барто «В первый класс», М. Бородицкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября».
Ориентировать ребенка нужно не на получение четверок и пятерок, а на знания, которые он приобретет. Обязательно демонстрировать заинтересованность в школьных делах ребенка, оказывать ему психологическую и практическую поддержку, вместе с ним испытывать радость хотя бы за небольшие успехи, поощрять их.
Интеллектуальность
Включает в себя развитие памяти, внимания, мышления других психических процессов.
Для развития этих функций необходимо ежедневно по 5 — 10 минут заниматься с ребенком в игровой ненавязчивой форме специально разработанными упражнениями. Например: «Кто где живет?», «Догадайся, чья кукла?», «Какой шарфик не похож на остальные?», «Расскажи, какие вещи тебе пригодятся зимой, летом, весной, осенью» и др.
На сегодняшний день в книжных магазинах существует достаточно много различной литературы по подготовке ребенка к школе.
Развитие моторики
Развитие моторики руки развивает мыслительную деятельность человека.
Для развития этой функции необходимы занятия лепкой, рисованием, вышиванием, конструированием.
Для рисования используются лишь карандаши и краски.
Существуют специальные упражнения для пальчиковой гимнастики.
Коммуникабельность
Дети нашего времени, к сожалению, эмоционально бедны. Они не умеют читать настроение другого по мимике лица. Поэтому с ребенком необходимо чаще общаться, объясняя ему настроение, чувства другого.
Хорошо, после прочтения сказки, попросить ребенка нарисовать свое настроение, схематично изобразить лицо радостное, грустное, злое, печальное и т. д. каждого сказочного героя, раскрасить его разными цветами.
Обязательно нужно научить ребенка общаться со своими сверстниками, следить за отношениями, которые строит с окружающими ваш ребенок, наблюдать, насколько ваш ребенок добр, агрессивен, изолирован.
Упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека
1. Упражнение «Зеркало».
Предложить ребенку посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив ребенку показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать ребенку пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
2. Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
3. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).