Детей дошкольного возраста объединяет многое, прежде всего особенности развития психических процессов — памяти, мышления, воображения – определяющих развитие, воспитание детей и познание ими окружающего мира.
Каждый ребенок – это индивидуум в самом широком значении этого слова. Нам порой не хватает знаний и терпения для того, чтобы ежедневно, в каждой ситуации искать индивидуальный подход к детям. Этот тезис подтверждает расхожая фраза : «Не понимаю: воспитывала двоих детей одинаково, вкладывала всю душу – из одного ребенка вышел толк, а другой доставляет одни неприятности». Самая распространенная родительская ошибка – одинаковый подход к воспитанию разных детей: девочек и мальчиков, детей с различными типами нервной системы или различными генетически заложенными задатками, интересами…
Игра – это обязательное условие успешного развития и саморазвития, это заложенный в ребенке смой природой принцип постижения себя и окружающего мира.
Вы, наверное, замечали, с каким искренним интересом реагирует ваш ребенок на фразу «Давай поиграем!». А чтобы создать атмосферу игры, нужно лишь захотеть и чуть-чуть постараться. Вспомните себя маленькими, какими были когда-то, и вы обязательно поймете, чего ожидает ребенок от вас и как полезное превратить в интересное и увлекательное. Дети с огромным удовольствием занимаются тем, что их по-настоящему захватывает, позволяет свободно выражать свои мысли, желания, фантазии.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые направлены на развитие таких психических процессов как память, мышление, воображение.
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти
Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития, прекрасно тренирует память.
«Пары слов»
Ребенку необходимо дать пары слов. Не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил баночку с кофе».
«Запомни рассказ» (5-6 лет)
Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя- тремя предложениями.
«Выполни движение»
Если услышишь название цветка –хлопни в ладоши, название птицы —взмахни руками, название дерева —положи руки на колени.
Затем назовите слова – дятел. ромашка, береза, тюльпан. Воробей, осина. одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.
Игры и упражнения, направленные на развитие мышления
«Аналогия»
Ребенку диктуют слова. Он подбирает слово-аналог.
- Корова-молоко, курица-…
- Рыба-река, волк -…
- Яблоко-сад, огурец-…
- Игла- шить, пила-….
- Медведь- медвежонок, лиса-…
- Девочка- мама, мальчик -…
«Кто больше назовет действий»
Ребенку предлагают подобрать слова, обозначающие действияпредметов или явления.
- Что делает самолет? (летит, гудит, взлетает, поднимается, садится).
- Что можно сказать о дожде? (идет, моросит. Льет, капает, хлещет, щумит).
- Что можно сказать о снеге? (идет, падает, кружится, летает, скрипит)
- Что можно делать с куклой ? (укладывать, кормить, катать. Лечить. Купать).
- Что можно сказать о солнце? (всходит, заходит, сияет, ласкает. печет)
«Отгадай предмет по его частям»
Ребенку называем части предмет, а он должен узнать о каком предмете идет речь.
- Четыре ноги, спинка, сиденье.
- Цифры, стрелки.
- Ствол, ветки, листья.
- Лапа, хвост, ошейник.
- Плавник, хвост, вода.
- Буквы, картинки, лист.
- Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
- Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Игры и упражнения, направленные на развитие воображения
«Дополни фигуру»
Ребенку предлагается 5 кругов или 5 квадратов. К каждому из них он должен что-то пририсовать, чтобы получилось 5 законченных рисунков. (Например из первого кружка делается солнце, из второго – часы и т.д.)
«Чего на свете не бывает»
Ребенку дается задание «нарисуй то, чего в жизни не бывает». Задать вопросы: Что ты нарисовал? Почему ты думаешь, что этого в жизни не бывает?
«Составь фигуру из счетных палочек»
Отсчитывая каждый раз по 6 палочек, дети составляют из них фигуру, каждый раз новую и называют ее.
Вот такие игры, уважаемые родители, предлагаем провести с детьми дома.
И желаем Вам чаще говорить своему ребенку «Давай поиграем!»