Биоритмы у детей – Как помочь «совенку» и «жаворонку»?
Чтобы понять, почему столь важен для здоровья режим дня для ребёнка, совершим небольшой экскурс в биоритмологию. Это одно из основных проявлений жизнедеятельности всех живых существ — цикличность процессов, чередование периодов большей и меньшей активности. Именно цикличность жизненных процессов и обусловливает необходимость организации и выполнения определенного рационального распорядка дня, режима, представляющего собой закономерно повторяющуюся смену разных состояний, включая бодрствование и сон. Люди с незапамятных времен интересовались процессами, обладающими четко выраженной периодичностью: сменой дня и ночи, сезонов года, чередованием лунных циклов и др. Глубокие научные исследования позволили установить подобную закономерность и в отношении человека. Исследования позволили классифицировать людей в зависимости от особенностей биоритмов.«Совами» зовут тех, кому комфортно поздно ложиться и поздно вставать, а подъем в 6-7 часов утра не вызывает у них ничего, кроме отвращения и ненависти к будильнику и миру в целом. Их организм не хочет и не может нормально работать с утра, окончательно пробуждаясь только к обеду, а то и вечеру. «Совой» является практически каждый третий человек (30% населения). «Жаворонки» легко подхватываются на рассвете, но к 8-9 часам вечера уже клюют носом. Таких «птичек» около 25%. Лучше всех приходится «голубям» – дневному типу. Их мозг и тело наиболее активны с 10 до 18 часов - как раз во время обычного рабочего дня. И этот тип людей легко приспосабливается к смене режима дня и работы, и, при необходимости, может без проблем жить как по графику «совы», так и по расписанию «жаворонка».Все эти данные необходимо учитывать в организации трудовой и учебной деятельности ребёнка, активного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Проблемы биоритмологии детей пока еще недостаточно разработаны. Тем не менее можно сформулировать следующее положение: человек не рождается с готовым чувством времени; суточные и, возможно, другие биоритмы формируются в процессе развития. В настоящее время установлено, что проявление биоритмов наблюдается в первые недели жизни, а в процессе индивидуального развития ребенка происходит их становление. Все сказанное выше имеет не только собственно научное, но и большое практическое, прикладное значение. Дело в том, что данные по формированию биоритмов у детей непосредственно связаны с поиском эффективных средств и разработкой методов укрепления их здоровья. Между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, есть основания утверждать, что самые начальные и пока еще незначительные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь находят отражение в нарушениях динамики биоритмов. Искусственные нарушения установившейся цикличности процессов могут и сами стать причиной или, по меньшей мере, способствовать возникновению болезни. Подобные явления наблюдаются у детей, родители которых грубо нарушают привычный режим дня ребенка. Работники детских садов считают понедельник «тяжелым» днем, так как многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут и до болезни недалеко. А все дело в том, что в субботу и воскресенье дети не гуляли, не спали днем, вечером поздно ложились — словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен. Этим, в частности, и объясняется известная всем врачам, педагогам и многим родителям значимость режима для здоровья детей. Однако неправильно понимать режим как жесткий распорядок дня с обязательным, ежедневным повторением в строго установленное время событий. И дело не только в том, что жизнь ребенка становится монотонной, однообразной и просто скучной. Снижается его способность к адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Родителям следует помнить, что ежедневно примерно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Биоритмы влияют и на аппетит ребенка. «Совы» по утрам часто воротят нос от тарелки, зато налегают на ужин, а «жаворонки» – наоборот. Не старайтесь обязательно напичкать ребенка всеми положенными блюдами – лучше прислушайтесь к его самочувствию и скорректируйте меню. От еды, запихнутой в рот против желания, пользы будет мало. Остальные виды деятельности детей, включая домашние задания, можно менять по времени и продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. Это положительно отразится на его самочувствии, настроении, активности — в общем, на всем том, что составляет понятие «здоровый ребенок». Среди ритмических процессов жизнедеятельности ребёнка особое место занимает соотношение бодрствования и сна. В наши дни каждый знает, что сон необходим для здоровья и нормального развития. Родители должны иметь представление о природе сна, его возрастных и индивидуальных особенностях, понимать, что качество и глубина сна ребенка зависят также и от нервного состояния окружающих его взрослых, семейного жизненного ритма, от наличия условий для полноценного отдыха. Прежде всего следует добиться, чтобы ребенок ежедневно ложился спать в одно и то же время. Кстати, это самый важный момент для обеспечения полноценного сна. Необходимо обеспечить и другие благоприятные условия устранить посторонние звуки, затемнить помещение и т. п. Через 2 – 3 месяца выполнения правильного режима можно в один из выходных дней приступить к определению нормальной продолжительности сна (в том числе дневного сна дошкольников). Не будите ребенка, подождите, пока он самостоятельно проснется, – это достаточно точно и покажет оптимальную длительность сна. Каждому, кто хочет вырастить своих детей здоровыми, необходимо соблюдать следующие правила.
- Со дня рождения у ребенка должна быть отдельная кровать. Поставить ее надо подальше от отопительных батарей. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка лучше не пуховой, а с мягким пером. Постельное белье и пижама, в которой должны спать дети, меняются еженедельно.
- Не следует кутать ребенка, накрывать его несколькими одеялами; это приведет к перегреванию, потливости и к… охлаждению с простудными последствиями после сбрасывания спящим ребенком одеял. Температура в спальне не должна превышать 18° С. Нельзя допускать, чтобы ребенок спал, закрывшись одеялом с головой, так как при этом затрудняется дыхание.
- Свежий и прохладный воздух способствует быстрому засыпанию, поэтому перед сном спальня должна проветриваться.
- Поздний и обильный ужин мешает полноценному сну, поэтому ужинать надо не позже чем за 1,5 часа до него. Бульоны, мясные и рыбные блюда на ужин давать не рекомендуется: животные белки, содержащиеся в этих продуктах, требуют долгого переваривания, что мешает наступлению сна. Умываясь вечером, обязательно чистить зубы.
Статью подготовила :
инструктор по физической культуре
Игнатенко И.В.
Литература: Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. - М.: Медицина, 1979 Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь. – 2005.