Детей дошкольного возраста объединяет многое, прежде всего особенности развития психических процессов — памяти, мышления, воображения – определяющих развитие, воспитание детей и познание ими  окружающего мира.

Каждый ребенок – это индивидуум в самом широком  значении этого слова. Нам порой не хватает  знаний и терпения для того, чтобы  ежедневно, в каждой ситуации искать индивидуальный подход к детям. Этот тезис подтверждает расхожая фраза : «Не понимаю: воспитывала двоих детей одинаково, вкладывала всю душу – из одного ребенка вышел толк, а другой доставляет одни неприятности».  Самая распространенная родительская ошибка – одинаковый подход к воспитанию разных детей: девочек и мальчиков, детей с различными типами нервной системы или различными генетически заложенными задатками, интересами…

Игра – это обязательное условие успешного развития и  саморазвития, это заложенный в ребенке смой природой принцип постижения себя и окружающего мира.

Вы, наверное, замечали, с каким искренним интересом реагирует ваш ребенок на фразу «Давай поиграем!». А чтобы создать атмосферу игры, нужно лишь захотеть  и чуть-чуть постараться. Вспомните себя  маленькими, какими были когда-то, и вы обязательно поймете, чего ожидает ребенок от вас и как полезное превратить  в интересное и увлекательное. Дети с огромным удовольствием занимаются тем, что их по-настоящему захватывает,  позволяет свободно выражать  свои мысли, желания, фантазии.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые направлены  на  развитие таких психических процессов как память, мышление, воображение.

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти

Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это помимо общего развития, прекрасно тренирует память.

«Пары слов»

Ребенку необходимо дать пары слов. Не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил  баночку с кофе».

«Запомни рассказ» (5-6 лет)

Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его изобразить  основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя- тремя предложениями.

«Выполни движение»

Если услышишь название цветка –хлопни в ладоши, название птицы  —взмахни руками, название дерева —положи руки на колени.

 

Затем назовите слова – дятел. ромашка, береза, тюльпан. Воробей, осина. одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.

 

Игры и упражнения, направленные на развитие мышления

«Аналогия»

Ребенку диктуют слова. Он подбирает слово-аналог.

  • Корова-молоко, курица-…
  • Рыба-река, волк -…
  • Яблоко-сад, огурец-…
  • Игла- шить, пила-….
  • Медведь- медвежонок, лиса-…
  • Девочка- мама, мальчик -…

«Кто больше назовет действий»

Ребенку предлагают подобрать слова, обозначающие действияпредметов  или явления.

  • Что делает самолет? (летит, гудит, взлетает, поднимается, садится).
  • Что можно сказать о дожде? (идет, моросит. Льет, капает, хлещет, щумит).
  • Что можно сказать о снеге? (идет, падает, кружится, летает, скрипит)
  • Что можно делать с куклой ? (укладывать, кормить, катать. Лечить. Купать).
  • Что можно сказать о солнце? (всходит, заходит, сияет, ласкает. печет)

«Отгадай предмет по его частям»

Ребенку называем части предмет, а он должен узнать о каком предмете идет речь.

  • Четыре ноги, спинка, сиденье.
  • Цифры, стрелки.
  • Ствол, ветки, листья.
  • Лапа, хвост, ошейник.
  • Плавник, хвост, вода.
  • Буквы, картинки, лист.
  • Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
  • Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

  Игры и упражнения, направленные на развитие воображения

«Дополни фигуру»

Ребенку предлагается 5 кругов или 5 квадратов. К каждому из них он должен  что-то пририсовать, чтобы  получилось 5 законченных  рисунков. (Например из первого кружка делается солнце, из второго – часы и т.д.)

«Чего на свете не бывает»

Ребенку дается задание «нарисуй то, чего в жизни не бывает». Задать вопросы: Что ты нарисовал? Почему ты думаешь, что этого в жизни не бывает?

«Составь фигуру из счетных палочек»

Отсчитывая каждый раз по 6 палочек, дети составляют из них фигуру, каждый раз новую и называют ее.

 

Вот такие игры, уважаемые родители,  предлагаем провести с детьми дома.

И желаем Вам чаще говорить своему ребенку «Давай поиграем!»

1228611597_1207753796_shutterstock_5789390001[1]