Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

 

 

 Обобщение педагогического

опыта на тему «Активизация навыков

 

по формированию фонематических процессов

 

у детей с нарушениями речи»

 

 

 

Симанович Екатерина Алексеевна

 

учитель-логопед

 

МДОУ «Сланцевский детский сад №10

 

комбинированного вида»

 

 

 

 

г. Сланцы, 2012г.

 

 

Актуальность работы по развитию фонематического слуха у детей возрастает при подготовке их к обучению грамоте, что подтверждается Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

 

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

 

2. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

 

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

 В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», я формирую навыки правильного употребления звуков в речи, умение выделять звук из слова,  определять его место в слове, анализировать слова. Дети должны справиться с трудной для них задачей: правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Эти практические навыки не просто выработать у детей с нарушениями речи.

 

Развитие фонематических процессов включают в себя:

 

1.     Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов.

 

2.     Развитие умения разделять слова на звуки.

 

3.     Развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

 

4.     Развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

 

Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

 

         Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух.

 

          В логопедической работе по развитию у детей фонематического восприятия  опираюсь на научные разработки следующих авторов: Чевелёвой Н.А., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б., которые определяют этапы развития у детей речевого слуха, и эти этапы взаимодействуют, повторяются:

 

1. узнавание неречевых звуков;

 

2. различение одинаковых слов, фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

 

3. различение слов, близких по звуковому составу;

 

4. дифференциация фонем и слогов;

 

5. развитие элементарного звукового анализа.

 

При этом  я учитываю следующие положения:

 

·        Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась.

 

·        Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.

 

·        Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того, как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь па умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

 

·        Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно провожу так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа ребенка максимально ограничиваю или исключаю собственное его проговаривание, направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

 

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

 

Использую следующие виды заданий:

 

· после прослушивания предлагается детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

 

· чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену  характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

 

· запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

 

· прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру отхлопать столько же раз);

 

· различать на слух голоса товарищей.

 

В зависимости от возраста ребенка и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки.

 

На протяжении второго этапа дети учатся различению одинаковых слов, звуков, ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

 

· Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).

 

· Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, серый волк, зайчик и т.д.)

 

· Различать по слуху голоса детей по силе, высоте, тембру и т.д.

 

На протяжении третьего этапа  обучаю детей умению различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаю следующие задания:

 

· выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

 

· подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.

 

Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все более усложняются.

 

На четвертом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.

 

Логопедическая работа начинаю с уточнения представлений о гласных звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки — либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть.

 

Провожу следующие упражнения:

 

· Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).

 

· Выделить гласные звуки из слова ( подобрать соответствующие буквы, если ребёнок знает их).

 

· Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сыр, рысь.

 

· выделить из текста слова с заданным звуком;

 

· придумать самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать любые слова-названия животных, названия птиц и т.д.);

 

· определить в названном педагогам слове первый, — последней звуки;

 

· преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;

 

· составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.

 

Предлагаются следующие задания:

 

· угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

 

· выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.

 

На данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков — это подготавливает детей к последующему этапу обучения. Учитывая, что в дальнейшем дети будут обучаться по разным программам, использую универсальные обозначения гласных и согласных звуков. И здесь появляется необходимость использования пособия «Звуковая помощница».

 

 

 

 

Данное пособие, очень простое  по восприятию, изготовлению и эффективное по использованию, создаю вместе с детьми.

 

          Пособие представляет собой два картонных кружка разных по размеру и цвету /красный, белый/. Кружки, по мере изучения звуков, заполняются буквами, согласно обозначению. Пособие учитывает, что дети в школе будут обучаться по разным программам /«Гармония», «Перспектива» и др./, где обозначение мягкости-твердости, глухости-звонкости обозначается по-разному, поэтому в пособии наблюдается минимум и универсальность обозначений звуков речи.

 

Задачей пятого  этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

 

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

 

-выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;

 

-выденение звука в начале в конце слова (определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

 

В процессе формирования фонематического анализа  учитываю поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства (наглядный материал). На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных представлений.

 

После этого приступаю к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделат, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе  предлагаю следующие варианты заданий:

 

· выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные-взрывные в конце, а щелевые — в начале слова);

 

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.

 

Поскольку у детей старшего дошкольного возраста уже достаточно развита учебная и познавательная мотивация задания могут предлагаться как в игровой форме, так и в форме упражнений.

 

Устранение речевых недостатков – длительный, кропотливый труд, требующий от ребёнка сосредоточенности, терпения, напряжения мыслительной деятельности.,. В течение учебного года в логопедической группе ведётся дифференциация многих пар звуков: а-о, у-о, и-ы, и-э, п-б, в-ф, т-д, к-г, к-г-х, с-з, с-ц, ц-ть, с-з-ц, ш-ж, ш-с, ж-з, ч-ть, щ-сь, щ-ш, ч-ш, ч-ш-щ, ч-ц-ть, л-ль, р-рь, л-р, м-н, мягкие-твердые. Усвоение такого количества материала  может вызвать  перегрузку психики ребёнка. Задача педагога развивая речевые навыки, стимулировать активность, заинтересованность детей, создавая разнообразные игровые ситуации, а для этого необходим обширный, разнообразный практический материал в виде ярких наглядных пособий, помогающий детям легко получить нужные знания по разделу «Развитие фонематических процессов».  Для этого предлагается использование пособия «Улица звуков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное пособие представляет собой несколько  домиков с условными обозначениями для гласных и согласных звуков. Пособие рекомендуется использовать в течение учебного года, когда дети  вместе с педагогом «путешествуют по улице звуков», заполняя домики звуками, обозначаемые буквами, выполняя различные задания на развитие фонематического слуха.

 

Наглядный материал, доступный для восприятия ребёнка, помогает в игровой форме не только усвоить данные дифференцировки , но и создать систему знаний у детей о звуках речи.

 

Многолетний практический опыт работы в логопедической группе выражается не только в наличии разнообразных методов и способов  решения коррекционных задач, но и в создании целого ряда наглядных пособий. Наличие  большого объема пособий по каждому разделу даёт возможность педагогу поддерживать работоспособность детей, эмоциональную устойчивость их, дополнять, усовершенствовать занятия, что повышает эффективность коррекционной работы.

 

Использование авторских методических пособий «Звуковая помощница», «Улица звуков» многократно увеличивается возможность представить предлагаемый материал наглядно и в игровой форме, что еще более повышает интерес детей к проводимому занятию. При сравнении занятий, проведенных с использованием данных пособийД и без них, было замечено, что дети активнее включаются в работу по усвоению новой темы и лучше запоминают материал, если объяснение и закрепление материала идет с применением пособий.

 

В результате сочетания традиционных методов логопедических занятий и занятий с применением пособий  эффективнее осуществляется коррекционная работа по преодолению речевых недостатков у детей.

 

          Эффективность логопедической работы

 

за 2009-2010 учебный год

 

 

 

Общее кол-во детей обучающихся в речевых  группах Речевые нарушения   Выпущено Примечание
ОНР   кол-во детей фонетико-фонемическое недоразвитие речи, кол-во детей c нормой c улучшениями В школу массовых. Классов, кол-во детей В массовую группу д/с,кол-во детей
кол-во % кол-во %
  11     11     4   80%   1   20%   5    

 

 

 

Эффективность логопедической работы

 

за 2010-2011 учебный год

 

 

 

Общее кол-во детей Речевые нарушения Выпущено
ОНР кол-во детей фонетико-фонемическое недоразвитие речи, кол-во детей c нормой c улучшениями В школу массовых. классов, кол-во детей В массовую группу д/с, кол-во детей
кол-во % кол-во %
  10     10     5   83%   1   17%   5  

 

 

 

Мониторинг успеваемости детей первого класса за 2009-2011гг, которые посещали логопедическую группу, рал, позволяет делать следующие выводы: у детей не выявлено нарушений чтения, у 15% детей наблюдаются отдельные ошибки, выражающиеся в пропуске или замены букв.

 

Для распространения педагогического опыта я планирую включать  работу по данной теме в семинар по звуковой культуре речи для воспитателей массовых групп.