ПАЛЬЧИКОВЫЙ   БАССЕЙН

Ребенок любит играть. Есть игры, которые могут быть не только  интересны детям, но и очень полезны для здоровья. Это пальчиковый бассейн. Он активизирует  пассивно-активную  гимнастику пальцев рук. Используя пальчиковый бассейн мы,  развиваем  функции пальцев рук ребенка, развиваем его сенсорную систему, стимулируем нервно-психическое и речевое развитие детей.

Развитие руки и ручных умений ребенка

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, т.е. мелкой моторики.  Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1.Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2.Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3.Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4.Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию-осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей)- исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Пальчиковый бассейн можно сделать в домашних условиях и проводить с детьми различные игры. (Тазики или мешочки, наполненные мелкими предметами, крупами, орехами и др.)

12

Игры в сухом бассейне для рук

 «Волны». Дети  опускают в бассейн обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

 «Полощем белье». Ребенок  опускает в бассейн правую руку, осуществляя движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Шаловливые ручки». Ребенок опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Разноцветные круги». Ребенок  опускает в бассейн правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Солнышко». Ребенок  опускает в бассейн обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.
Игры с шариками в сухом бассейне

 

 «Покружимся вместе с шариками». Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

3