Учебный план 2013-2014у.г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Учебный план МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» разработан с учетом нормативных документов:  
  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
  2. Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  3. Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. №174;
  4.  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  Дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ООП ДО) разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.   Настоящий ученый план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём недельной образовательной нагрузки отводимой на организацию непосредственно образовательной деятельности с детьми.   Учебный план является обязательным документом для организации педагогического процесса во всех возрастных группах. Он охватывает две возрастные ступени развития детей: ранний возраст и дошкольный возраст.   Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:   - для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;   - в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные   Количество часов в неделю составляет максимально допустимый объем образовательной нагрузки в разных возрастных группах.   Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Непосредственно образовательная  деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).   Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.   Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.   Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность не превышает 25-30 минут в день.   В учебном плане предложено распределение количества непосредственно образовательной деятельности, дающее возможность строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.   В структуре плана выделяется инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.   Инвариантная часть плана реализуется через непосредственно образовательную деятельность во всех возрастных группах, разработанная в соответствии СанПиН 2.4.1.263049-13.   В Учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:   -познавательно-речевое направление - «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;   - социально-личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд»;   - художественно-эстетическое направление - «Художественное творчество», «Музыка»;   - физическое направление - «Физическая культура», «Здоровье».   Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Возможные варианты интеграции образовательных областей определяет воспитатель группы при планировании воспитательно-образовательной работы.   Задачи образовательных областей, которые не вошли в сетку непосредственно образовательной деятельности решаются путем интеграции с другими образовательными областями, в ходе режимных моментов и в совместной деятельности со взрослым.   «Социализация» – интегрируется с такими образовательными областями как «Коммуникация» (развитие свободного общения в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, а также в соблюдении элементарных норм и правил поведения); «Труд» (формирование представлений о труде,  профессиях, людях труда); «Безопасность» (формирование основ безопасности в семье, обществе, безопасность окружающего мира); «Чтение художественной литературы» (использование произведений для формирования представлений о себе, семье, окружающем мире); «Познание» (расширение кругозора о гендерной принадлежности, о социуме, государстве, мире).   «Познание» (мир природы) – задачи этой образовательной области решаются в ходе режимных моментов: наблюдение за природой во время прогулки, во время прогулки по экологической тропе, наблюдение за животными в уголке природы и т.д. интеграция с такими образовательными областями как «Чтение художественной литературы» (формирование целостной картины мира);  «Коммуникация» (свободное общение со сверстниками о взаимодействии  людей с природой); «Социализация» (формирование гуманно-ценностного отношения к природе); «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира природы).   «Здоровье» - задачи решаются в режимных моментах, интегрируется через «Познание» (расширение кругозора в части представления о здоровье и ЗОЖ человека); «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека); «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде); «Чтение художественной литературы» (использование художественной литературы  по формированию начальных представлений о ЗОЖ).   «Безопасность» - интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в нестандартных опасных ситуациях); «Труд» (освоение способов безопасного поведения в процессе трудовой деятельности); «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира).   Вариативная часть плана, формируемая участниками образовательного процесса реализуется в ДОУ как культурно-досуговая деятельность детей.   Введение кружковых занятий в вариативную часть учебного плана  позволяет учесть социальный заказ на образовательные услуги в детском саду.   Во 2-ой младшей группе (3-4 года) вариативная часть учебного плана для детей этой возрастной группы включает:   - 1 занятие кружка «Кукольная страна» (театрализованная деятельность)   В средней группе (4-5 лет) вариативная часть учебного плана для детей этой возрастной группы включает:   - 1 занятие кружка «Здоровый малыш» (направление «Физическое развитие»)   В подготовительной к школе группе  (6-7 лет) вариативная часть учебного плана для детей этой возрастной группы включает:   - 1 занятие кружка «Язык родной, дружи со мною» (направление «Познавательно-речевое развитие»)   Детская деятельность в течение дня распределена с учётом баланса между статическими видами деятельности и двигательной активностью.   Данный Учебный план позволяет осуществлять воспитательно-образовательный процесс в ДОУ без перегрузок и способствует своевременному развитию интегративных качеств личности дошкольника.   На основе Учебного плана составлено расписание непосредственно образовательной деятельности.    

Перечень

 

непосредственно  образовательной деятельности

 

на 2012-2013 учебный год

         

для детей от 1 до 2 лет

 

 

 

Виды игр-занятий

 

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи  

3

Развитие движений  

2

Со строительным материалом

1

С дидактическим материалом  

2

Музыкальное  

2

Общее количество игр-занятий  

10

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

8  мин

Не более

10 минут

Недельная образовательная нагрузка  

1час 20 мин

 

             

 

 

для детей от 2 до 3 лет

 

 

 

Виды организованной деятельности

 

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Познание:  формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1

Коммуникация.  

2

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

1

1

Физическая культура  

3

Музыка  

2

Общее количество НОД  

10

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

8-10 мин

Не более

10 минут

Недельная образовательная нагрузка  

1ч.40мин

 

                                             

для детей от 3 до 4 лет

 

 

 

Виды организованной деятельности

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Познание:

Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1

1

Коммуникация.  

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

1

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Физическая культура  

3

Музыка  

2

Общее количество НОД  

10

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

15 мин

не более 15 мин

Недельная образовательная нагрузка  

2 часа 30 мин

 

Вариативная часть: - кружок «Кукольная страна»

 

1

 

ВСЕГО

11

 

ИТОГО

2часа 45 мин.

 

         

для детей от 4 до 5 лет

 

 

 

Виды организованной деятельности

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Познание:

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в 2 недели

1

1

Коммуникация  

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

1

1

1 раз в 2 недели

Физическая культура  

3

Музыка  

2

Общее количество  

11

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

20 мин

не более

20 мин

Недельная образовательная нагрузка  

3 часа 40 минут

 

                         

Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности

 

для детей от 5 до 6 лет

 

 

 

Виды организованной деятельности

 

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Познание:

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

1

1

1

Коммуникация  

2

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

2

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Физическая культура  

3

Музыка  

2

Общее количество НОД

13

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

25 мин

не более  25 мин

Недельная образовательная нагрузка

5 часов 25 минут

 

 

     

 

 

для детей 6-7 лет

 

 

 

Виды организованной деятельности

 

Количество

Нормативные требования

СанПиН

Познание:

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

1

2

1

Коммуникация  

1

Подготовка к обучению грамоте

1

Развитие познавательной сферы  

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

2

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Физическая культура  

3

Музыка  

2

Общее количество НОД:

15

 

 

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

30 мин

не более 30 мин

Недельная образовательная нагрузка  

7 часов 30мин

 

Вариативная часть: - кружок «Здоровый малыш»

 

1

 

ВСЕГО

16

 

ИТОГО

8 часов

 

     

Коррекционные группы

 

 

 

Старшая группа (5-6 лет)/Подготовительная группа (6-7 лет)

 

 

 

Виды организованной деятельности

 

Группа

для детей с нарушением речи

Группа

для детей с ослабленным зрением

Группа коррекционно-развивающего обучения

Нормативные требования СанПиН

Познание:

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1/1

1/2

1/1

1/1

1/2

1/1

1/1

1/2

1/1

Коммуникация.  

2/1

2/1

2/1

Подготовка к обучению грамоте

0/1

0/1

0/1

Развитие познавательной сферы  

1/1

1/1

1/1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

2

0,5

0,5

2

0,5

0,5

2

0,5

0,5

Физическая культура  

3

3

3

Музыка  

2

2

2

Общее количество НОД:

14/15

14/15

14/15

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

25 минут

25 минут

25 минут

не более 25 минут/

не более 30 минут

Недельная образовательная нагрузка

5 час. 50 мин./

6 час. 15 мин.

5 час.50 мин./

6 час.15 мин.

5 час.50 мин./

6 час.15 мин.