Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок рос здоровым и физически крепким. Для физического развития детей и их оздоровления необходимы многие факторы. Одним из таких является состояние стопы ребёнка.
Сегодня мы рассмотрим всего лишь один раздел темы «Здоровье» –«Здоровье начинается со стопы». На первый взгляд, кажется, что не настолько значим этот раздел, но я постараюсь сегодня убедить вас в том, что эта тема важна для развития и оздоровления детей.
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерационально подобранная сменная обувь. Особое значение при формировании стопы имеют условия пребывания ребёнка в детском саду, где он проводит большую часть дня.
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы детской ноги расходятся веером, в то время как у взрослого они плотно прилегают друг к другу.
Заключение о плоскостопии врачи выносят, когда дети достигают пятилетнего возраста. При этом дети, страдающие плоскостопием, часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей. Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребёнка. Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиоза. Важная функция стопы определяется расположением особых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь с различными системами организма.
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условием пребывания ребёнка в детском саду, влияют на свод стопы?
- Первое: обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние, могут появиться потёртости, мозоли.
- Второе: подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Гибкость голеностопного сустава считается нормальной, если угол между стопой и горизонтальной поверхностью пола составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и быстрому утомлению. Слишком мягкая подошва (как у «чешек») также недопустима.
- Третье: важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар ноги о твёрдую поверхность при ходьбе.
- Четвёртое: для профилактики деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.
- Пятое: наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию стопы в носочной части. Открытый носок приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.
- Шестое: прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями.
- Седьмое: наличие дополнительных «окошек», позволяющих осуществлять хорошую вентиляцию обуви.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей в детском саду должна соответствовать форме и размеру стопы, иметь достаточно гибкую, (но не мягкую) невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы. Итак, собирая ребёнка в детский сад, особое внимание обратите на сменную обувь с точки зрения её соответствия требованиям профилактической обуви.
Говоря о сменной обуви ребёнка, следует обращать внимание и на развитие мышц стопы. Она включает в себя :
- расслабляющий массаж мышц голени и стопы;
- босохождение по мягкой поверхности;
- гимнастику для мышц голени и стоп с включением физических упражнений
- массаж подошвы ног.
Какие же мероприятия проводятся в нашем детском саду для укрепления мышц стопы?
1. Утренняя гимнастика.
2. Физкультурные занятия.
3. Корригирующая гимнастика по профилактике плоскостопия
4. Упражнения для снятия физического напряжения.
5. «Тропа здоровья» в зале и на улице .
6. Кружок «Здоровый малыш»
7. «Правильные минутки» , «Поиграем ножками».
Не только «правильная» обувь заботится о формировании здоровой стопы. Выполнение специальных лечебно-профилактических упражнений существенно помогает предупредить развитие ранних деформаций.
Даже играя вместе, мама и малыш могут позаботиться о здоровье!
Предлагаю вашему вниманию ряд рекомендаций по профилактике плоскостопия.
Сидя на полу на коврике, выполним несколько простых движений (по 4-8 повторений каждое)
Упражнения, которые можно выполнять дома в кругу семьи:
- перекатывание мяча стопой
- хождение по палке ,веревке…., любой шероховатой поверхности
- собирание карандашей ,бумажек и пробок пальцами ног.
- В положении сидя: пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
- Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают, а на левой отдыхают, и наоборот.
- Опираемся на руки сзади, чуть сгибая их в локтях, корпус отклоняем немного назад: на выдохе подтягиваем согнутые в коленях ноги к груди, затем выпрямленные ноги опускаем на пол.
Можно поиграть в игру « Нарисуй ножкой».
Предложите ребёнку взять фломастер(ы), поставить его(их) между пальчиками.
Вы загадываете загадки, а малыш отгадывает их и попробует изобразить понравившуюся вам отгадку на своих листочках.
- В дверь, в окно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит (Солнце).
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт
И никуда я не пойду, покуда он идёт (Дождь).
- За домом у дорожки висит пол-лепёшки (Месяц).
- Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).
- «ВЕЛОСИПЕДИСТЫ» (или «ПОЕХАЛИ!»).
Садимся на коврик, мама и ребёнок напротив друг друга, упор ногами «стопа в стопу», опора на руки сзади. Поднимая поочерёдно ноги (движение коленей к себе/от себя), имитируем шаги или езду на велосипеде (как бы работая педалями). Сначала учитесь «шагать» и «ехать» в медленном темпе! Во время выполнения упражнения пальчики ног и пяточки малыша прижаты к стопе мамы. - «ЗОЛУШКА».
Кто быстрее выполнит задание – мама или малыш? Рассыплем на полу горох, пуговицы, карандаши и прочие разнообразные мелочи, и попробуем их собрать в коробочку пальчиками ног. И договоримся – руками не помогать! Поочерёдно работаем каждой стопой. Сидеть можно как на полу, так и на невысоком стульчике или пуфике. Всё собрано? Тогда пора расслабить лапки, повторив упражнения из разминки, или просто встать и побегать. - «БАЛЕТ».
Теперь мы – перед зеркалом, или друг напротив друга. Поднимаемся высоко на носочки, правая и левая пяточки почти соприкасаются. Несколько раз повторяем это движение. Затем делаем шажки вправо/влево, вращаемся вокруг своей оси, также переступая на носочках. Мама начинает движения, а малыш за ней повторяет. Спинку держим ровно, подбородок не опускаем, взгляд в зеркало или друг на друга. Можно придерживать малыша за ладошку. - «ПИСЬМО».
Передаём друг другу конвертик (сложенный лист бумаги), захватывая его первым и вторым пальчиками ног (правой/левой поочерёдно). Просто и весело, и можно пригласить поиграть в эту игру папу. - «ЛАСТОЧКА» (для детей 4-5 лет).
Мама и малыш выполняют упражнение «ласточка»… Исходное положение — стоя на одной ноге, руки разводим в стороны. Свободная нога находится приблизительно на одной линии с выпрямленной спинкой, опорную ногу не сгибать в колене (под коленом возможно ощущение натяжения), и — смотрим вперед! Нужно научить ребёнка удерживать баланс в этом положении: как на правой, так и на левой ножке. Как только малыш станет успешно выполнять упражнение, усложним задачу: в положении «ласточка», отрывая от пола пятку, медленно приподнимаемся на носочек и вновь опускаемся на полную стопу. - «ПИРАМИДКА».
А теперь мы – строители! Сидим на коврике, опора руками сзади. Непривычное задание даётся лапкам — собираем пирамидку или башенку: обхватывая стопами кубики, сооружаем простую фигурку. Малыш и мама выкладывают «кирпичики» по очереди. В игре принимают участие мышцы пресса!
Если ножки устали – нужно встать и походить 1 минутку по комнате, опираясь на внутренние края стоп.Ну а когда к вашему малышу в гости пришли друзья, можно поиграть в - «ФУТБОЛ» (для игры потребуется небольшой мячик, ~ 10 см в диаметре). «Футболисты» садятся на коврик, напротив друг друга, на расстоянии не более 1 м, опора сзади на руки. Один другому подкатывает стопой мячик. Второй участник в свою очередь тормозит мяч лапкой, и подкатывает его третьему «футболисту» (или маме, участвующей в игре) без помощи рук.
Надеюсь, что мои рекомендации помогут родителям Будьте здоровы!
Игнатенко И.В.
Инструктор по физической культуре