- Первое: обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние, могут появиться потёртости, мозоли.
- Второе: подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Гибкость голеностопного сустава считается нормальной, если угол между стопой и горизонтальной поверхностью пола составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и быстрому утомлению. Слишком мягкая подошва (как у «чешек») также недопустима.
- Третье: важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар ноги о твёрдую поверхность при ходьбе.
- Четвёртое: для профилактики деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.
- Пятое: наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию стопы в носочной части. Открытый носок приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.
- Шестое: прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями.
- Седьмое: наличие дополнительных «окошек», позволяющих осуществлять хорошую вентиляцию обуви.
- расслабляющий массаж мышц голени и стопы;
- босохождение по мягкой поверхности;
- гимнастику для мышц голени и стоп с включением физических упражнений
- массаж подошвы ног.
Предлагаю вашему вниманию ряд рекомендаций по профилактике плоскостопия.
Сидя на полу на коврике, выполним несколько простых движений (по 4-8 повторений каждое)Упражнения, которые можно выполнять дома в кругу семьи:
- перекатывание мяча стопой
- хождение по палке ,веревке…., любой шероховатой поверхности
- собирание карандашей ,бумажек и пробок пальцами ног.
- В положении сидя: пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
- Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают, а на левой отдыхают, и наоборот.
- Опираемся на руки сзади, чуть сгибая их в локтях, корпус отклоняем немного назад: на выдохе подтягиваем согнутые в коленях ноги к груди, затем выпрямленные ноги опускаем на пол.
- В дверь, в окно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит (Солнце).
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт
- За домом у дорожки висит пол-лепёшки (Месяц).
- Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).
- «ВЕЛОСИПЕДИСТЫ» (или «ПОЕХАЛИ!»). Садимся на коврик, мама и ребёнок напротив друг друга, упор ногами «стопа в стопу», опора на руки сзади. Поднимая поочерёдно ноги (движение коленей к себе/от себя), имитируем шаги или езду на велосипеде (как бы работая педалями). Сначала учитесь «шагать» и «ехать» в медленном темпе! Во время выполнения упражнения пальчики ног и пяточки малыша прижаты к стопе мамы.
- «ЗОЛУШКА». Кто быстрее выполнит задание – мама или малыш? Рассыплем на полу горох, пуговицы, карандаши и прочие разнообразные мелочи, и попробуем их собрать в коробочку пальчиками ног. И договоримся – руками не помогать! Поочерёдно работаем каждой стопой. Сидеть можно как на полу, так и на невысоком стульчике или пуфике. Всё собрано? Тогда пора расслабить лапки, повторив упражнения из разминки, или просто встать и побегать.
- «БАЛЕТ». Теперь мы – перед зеркалом, или друг напротив друга. Поднимаемся высоко на носочки, правая и левая пяточки почти соприкасаются. Несколько раз повторяем это движение. Затем делаем шажки вправо/влево, вращаемся вокруг своей оси, также переступая на носочках. Мама начинает движения, а малыш за ней повторяет. Спинку держим ровно, подбородок не опускаем, взгляд в зеркало или друг на друга. Можно придерживать малыша за ладошку.
- «ПИСЬМО». Передаём друг другу конвертик (сложенный лист бумаги), захватывая его первым и вторым пальчиками ног (правой/левой поочерёдно). Просто и весело, и можно пригласить поиграть в эту игру папу.
- «ЛАСТОЧКА» (для детей 4-5 лет). Мама и малыш выполняют упражнение «ласточка»… Исходное положение - стоя на одной ноге, руки разводим в стороны. Свободная нога находится приблизительно на одной линии с выпрямленной спинкой, опорную ногу не сгибать в колене (под коленом возможно ощущение натяжения), и - смотрим вперед! Нужно научить ребёнка удерживать баланс в этом положении: как на правой, так и на левой ножке. Как только малыш станет успешно выполнять упражнение, усложним задачу: в положении «ласточка», отрывая от пола пятку, медленно приподнимаемся на носочек и вновь опускаемся на полную стопу.
- «ПИРАМИДКА». А теперь мы – строители! Сидим на коврике, опора руками сзади. Непривычное задание даётся лапкам - собираем пирамидку или башенку: обхватывая стопами кубики, сооружаем простую фигурку. Малыш и мама выкладывают «кирпичики» по очереди. В игре принимают участие мышцы пресса! Если ножки устали – нужно встать и походить 1 минутку по комнате, опираясь на внутренние края стоп.Ну а когда к вашему малышу в гости пришли друзья, можно поиграть в
- «ФУТБОЛ» (для игры потребуется небольшой мячик, ~ 10 см в диаметре). «Футболисты» садятся на коврик, напротив друг друга, на расстоянии не более 1 м, опора сзади на руки. Один другому подкатывает стопой мячик. Второй участник в свою очередь тормозит мяч лапкой, и подкатывает его третьему «футболисту» (или маме, участвующей в игре) без помощи рук.
Надеюсь, что мои рекомендации помогут родителям Будьте здоровы!
Игнатенко И.В.
Инструктор по физической культуре