Биоритмы

Что такое биоритмы?

 

 Биоритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы. Являются фундаментальным процессом в живой природе.

Биоритмы человека и стиль его жизни тесно связаны друг с другом

Знание своего типа биоритмов – залог успешного будущего.

 

Классификация биоритмов

Сова, жаворонок или голубь?

Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов.

 

«Жаворонки» —  люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы.

 

«Голуби» — люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.

 

«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

Биоритмы у детей – Как помочь «совенку» и «жаворонку»?

 

       Чтобы понять, почему столь важен для здоровья режим дня для ребёнка, совершим небольшой экскурс в биоритмологию. Это одно из основных проявлений жизнедеятельности всех живых существ — цикличность процессов, чередование периодов большей и меньшей активности. Именно цикличность жизненных процессов и обусловливает необходимость организации и выполнения определенного рационального распорядка дня, режима, представляющего собой закономерно повторяющуюся смену разных состояний, включая бодрствование и сон.

Люди с незапамятных времен интересовались процессами, обладающими четко выраженной периодичностью: сменой дня и ночи, сезонов года, чередованием лунных циклов и др. Глубокие научные исследования позволили установить подобную закономерность и в отношении человека.

Исследования позволили классифицировать людей в зависимости от особенностей биоритмов.«Совами» зовут тех, кому комфортно поздно ложиться и поздно вставать, а подъем в 6-7 часов утра не вызывает у них ничего, кроме отвращения и ненависти к будильнику и миру в целом. Их организм не хочет и не может нормально работать с утра, окончательно пробуждаясь только к обеду, а то и вечеру. «Совой» является практически каждый третий человек (30% населения). «Жаворонки» легко подхватываются на рассвете, но к 8-9 часам вечера уже клюют носом. Таких «птичек» около 25%. Лучше всех приходится «голубям» – дневному типу. Их мозг и тело наиболее активны с 10 до 18 часов — как раз во время обычного рабочего дня. И этот тип людей легко приспосабливается к смене режима дня и работы, и, при необходимости, может без проблем жить как по графику «совы», так и по расписанию «жаворонка».Все эти данные необходимо учитывать в организации трудовой и учебной деятельности ребёнка, активного отдыха, занятий физкультурой и спортом.

Проблемы биоритмологии детей пока еще недостаточно разработаны. Тем не менее можно сформулировать следующее положение: человек не рождается с готовым чувством времени; суточные и, возможно, другие биоритмы формируются в процессе развития.

В настоящее время установлено, что проявление биоритмов наблюдается в первые недели жизни, а в процессе индивидуального развития ребенка происходит их становление.

Все сказанное выше имеет не только собственно научное, но и большое практическое, прикладное значение. Дело в том, что данные по формированию биоритмов у детей непосредственно связаны с поиском эффективных средств и разработкой методов укрепления их здоровья. Между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, есть основания утверждать, что самые начальные и пока еще незначительные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь находят отражение в нарушениях динамики биоритмов.

Искусственные нарушения установившейся цикличности процессов могут и сами стать причиной или, по меньшей мере, способствовать возникновению болезни. Подобные явления наблюдаются у детей, родители которых грубо нарушают привычный режим дня ребенка. Работники детских садов считают понедельник «тяжелым» днем, так как многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут и до болезни недалеко. А все дело в том, что в субботу и воскресенье дети не гуляли, не спали днем, вечером поздно ложились — словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен.

Этим, в частности, и объясняется известная всем врачам, педагогам и многим родителям значимость режима для здоровья детей. Однако неправильно понимать режим как жесткий распорядок дня с обязательным, ежедневным повторением в строго установленное время событий. И дело не только в том, что жизнь ребенка становится монотонной, однообразной и просто скучной. Снижается его способность к адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления.

Родителям следует помнить, что ежедневно примерно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Биоритмы влияют и на аппетит ребенка. «Совы» по утрам часто воротят нос от тарелки, зато налегают на ужин, а «жаворонки» – наоборот. Не старайтесь обязательно напичкать ребенка всеми положенными блюдами – лучше прислушайтесь к его самочувствию и скорректируйте меню. От еды, запихнутой в рот против желания, пользы будет мало. Остальные виды деятельности детей, включая домашние задания, можно менять по времени и продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. Это положительно отразится на его самочувствии, настроении, активности — в общем, на всем том, что составляет понятие «здоровый ребенок».

Среди ритмических процессов жизнедеятельности ребёнка особое место занимает соотношение бодрствования и сна. В наши дни каждый знает, что сон необходим для здоровья и нормального развития. Родители должны иметь представление о природе сна, его возрастных и индивидуальных особенностях, понимать, что качество и глубина сна ребенка зависят также и от нервного состояния окружающих его взрослых, семейного жизненного ритма, от наличия условий для полноценного отдыха.

Прежде всего следует добиться, чтобы ребенок ежедневно ложился спать в одно и то же время. Кстати, это самый важный момент для обеспечения полноценного сна. Необходимо обеспечить и другие благоприятные условия устранить посторонние звуки, затемнить помещение и т. п. Через 2 – 3 месяца выполнения правильного режима можно в один из выходных дней приступить к определению нормальной продолжительности сна (в том числе дневного сна дошкольников). Не будите ребенка, подождите, пока он самостоятельно проснется, – это достаточно точно и покажет оптимальную длительность сна.

Каждому, кто хочет вырастить своих детей здоровыми, необходимо соблюдать следующие правила.

 

  • Со дня рождения у ребенка должна быть отдельная кровать. Поставить ее надо подальше от отопительных батарей. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка лучше не пуховой, а с мягким пером. Постельное белье и пижама, в которой должны спать дети, меняются еженедельно.
  • Не следует кутать ребенка, накрывать его несколькими одеялами; это приведет к перегреванию, потливости и к… охлаждению с простудными последствиями после сбрасывания спящим ребенком одеял. Температура в спальне не должна превышать 18° С. Нельзя допускать, чтобы ребенок спал, закрывшись одеялом с головой, так как при этом затрудняется дыхание.

 

  • Свежий и прохладный воздух способствует быстрому засыпанию, поэтому перед сном спальня должна проветриваться.

 

  • Поздний и обильный ужин мешает полноценному сну, поэтому ужинать надо не позже чем за 1,5 часа до него. Бульоны, мясные и рыбные блюда на ужин давать не рекомендуется: животные белки, содержащиеся в этих продуктах, требуют долгого переваривания, что мешает наступлению сна. Умываясь вечером, обязательно чистить зубы.

 

Не рекомендуется также — особенно дошкольникам — заниматься перед сном подвижными играми: после них сон долго не наступает и становится беспокойным.

Утром при пробуждении не стоит как тормошить ребенка требуя немедленного вставания, так и разрешать ему долго лежать в постели. После непродолжительных дыхательных упражнений детям вместе с родителями надо делать утреннюю зарядку.

 

Таким образом, для воспитания здорового ребенка необходим рациональный режим дня, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях.

 

 

Анкета Остберга

 

1. Трудно ли Вам вставать рано утром:

а) да, почти всегда (3)

б) иногда (2)

в) редко (1)

г) крайне редко (0)

 

2. Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером?

а) после часа ночи (3)

б) с 23 до 1 ч (2)

в) с 22 до 23 ч (1)

г) до 22 ч (0)

3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

а) плотный (0)

б) менее плотный (1)

в) можно ограничиться вареным яйцом (2)

г) достаточно чашки чая или кофе (3)

 

4. Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят?

а) в первой половине дня (1)

б) во второй половине дня (0)

 

5. От чего Вам легче отказаться:

а) от утреннего чая или кофе (2)

б) от вечернего чая (0)

 

6. Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?

а) меньше минуты (0)

б) больше минуты (2)

 

7. Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок?

а) очень легко (0)

б) легко (1)

в) трудно (2)

г) не меняете (3)

 

8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько раньше Вы ложитесь спать?

а) более чем на 2 часа (3)

б) на час-два (2)

в) меньше чем на час (1)

г) как обычно (0)

 

Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 позволяет считать испытуемого «жаворонком»; от 8 до 13 — «голубем»; от 14 до 20 — «совой».

Статью подготовила :

инструктор по физической культуре

Игнатенко И.В.

Литература:

Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.

Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. — М.: Медицина, 1979

Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь. – 2005.