Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Обобщение педагогического
опыта на тему «Активизация навыков
по формированию фонематических процессов
у детей с нарушениями речи»
Симанович Екатерина Алексеевна
учитель-логопед
МДОУ «Сланцевский детский сад №10
комбинированного вида»
г. Сланцы, 2012г.
Актуальность работы по развитию фонематического слуха у детей возрастает при подготовке их к обучению грамоте, что подтверждается Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
2. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В работе с детьми логопедической группы, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», я формирую навыки правильного употребления звуков в речи, умение выделять звук из слова, определять его место в слове, анализировать слова. Дети должны справиться с трудной для них задачей: правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. Эти практические навыки не просто выработать у детей с нарушениями речи.
Развитие фонематических процессов включают в себя:
1. Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов.
2. Развитие умения разделять слова на звуки.
3. Развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
4. Развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух.
В логопедической работе по развитию у детей фонематического восприятия опираюсь на научные разработки следующих авторов: Чевелёвой Н.А., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б., которые определяют этапы развития у детей речевого слуха, и эти этапы взаимодействуют, повторяются:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение одинаковых слов, фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. дифференциация фонем и слогов;
5. развитие элементарного звукового анализа.
При этом я учитываю следующие положения:
· Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась.
· Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.
· Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того, как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь па умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
· Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно провожу так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа ребенка максимально ограничиваю или исключаю собственное его проговаривание, направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
Использую следующие виды заданий:
· после прослушивания предлагается детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);
· чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
· запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
· прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру отхлопать столько же раз);
· различать на слух голоса товарищей.
В зависимости от возраста ребенка и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки.
На протяжении второго этапа дети учатся различению одинаковых слов, звуков, ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:
· Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).
· Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, серый волк, зайчик и т.д.)
· Различать по слуху голоса детей по силе, высоте, тембру и т.д.
На протяжении третьего этапа обучаю детей умению различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаю следующие задания:
· выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
· подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.
Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все более усложняются.
На четвертом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
Логопедическая работа начинаю с уточнения представлений о гласных звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки - либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть.
Провожу следующие упражнения:
· Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).
· Выделить гласные звуки из слова ( подобрать соответствующие буквы, если ребёнок знает их).
· Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сыр, рысь.
· выделить из текста слова с заданным звуком;
· придумать самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать любые слова-названия животных, названия птиц и т.д.);
· определить в названном педагогам слове первый, - последней звуки;
· преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;
· составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.
Предлагаются следующие задания:
· угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
· выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.
На данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков - это подготавливает детей к последующему этапу обучения. Учитывая, что в дальнейшем дети будут обучаться по разным программам, использую универсальные обозначения гласных и согласных звуков. И здесь появляется необходимость использования пособия «Звуковая помощница».
Данное пособие, очень простое по восприятию, изготовлению и эффективное по использованию, создаю вместе с детьми.
Пособие представляет собой два картонных кружка разных по размеру и цвету /красный, белый/. Кружки, по мере изучения звуков, заполняются буквами, согласно обозначению. Пособие учитывает, что дети в школе будут обучаться по разным программам /«Гармония», «Перспектива» и др./, где обозначение мягкости-твердости, глухости-звонкости обозначается по-разному, поэтому в пособии наблюдается минимум и универсальность обозначений звуков речи.
Задачей пятого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
-выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;
-выденение звука в начале в конце слова (определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
В процессе формирования фонематического анализа учитываю поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства (наглядный материал). На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных представлений.
После этого приступаю к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделат, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе предлагаю следующие варианты заданий:
· выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные-взрывные в конце, а щелевые - в начале слова);
На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.
Поскольку у детей старшего дошкольного возраста уже достаточно развита учебная и познавательная мотивация задания могут предлагаться как в игровой форме, так и в форме упражнений.
Устранение речевых недостатков – длительный, кропотливый труд, требующий от ребёнка сосредоточенности, терпения, напряжения мыслительной деятельности.,. В течение учебного года в логопедической группе ведётся дифференциация многих пар звуков: а-о, у-о, и-ы, и-э, п-б, в-ф, т-д, к-г, к-г-х, с-з, с-ц, ц-ть, с-з-ц, ш-ж, ш-с, ж-з, ч-ть, щ-сь, щ-ш, ч-ш, ч-ш-щ, ч-ц-ть, л-ль, р-рь, л-р, м-н, мягкие-твердые. Усвоение такого количества материала может вызвать перегрузку психики ребёнка. Задача педагога – развивая речевые навыки, стимулировать активность, заинтересованность детей, создавая разнообразные игровые ситуации, а для этого необходим обширный, разнообразный практический материал в виде ярких наглядных пособий, помогающий детям легко получить нужные знания по разделу «Развитие фонематических процессов». Для этого предлагается использование пособия «Улица звуков»

Общее кол-во детей обучающихся в речевых группах | Речевые нарушения | Выпущено | Примечание | ||||||
ОНР кол-во детей | фонетико-фонемическое недоразвитие речи, кол-во детей | c нормой | c улучшениями | В школу массовых. Классов, кол-во детей | В массовую группу д/с,кол-во детей | ||||
кол-во | % | кол-во | % | ||||||
11 | 11 | - | 4 | 80% | 1 | 20% | 5 | - |
Общее кол-во детей | Речевые нарушения | Выпущено | ||||||
ОНР кол-во детей | фонетико-фонемическое недоразвитие речи, кол-во детей | c нормой | c улучшениями | В школу массовых. классов, кол-во детей | В массовую группу д/с, кол-во детей | |||
кол-во | % | кол-во | % | |||||
10 | 10 | - | 5 | 83% | 1 | 17% | 5 | - |